Саббатикал: что за сказочная практика длительных отпусков?

Саббатикал — длительный отпуск (иногда его называют творческим, даже если специальность сотрудника не относится к классическим творческим), обычно от полугода и дольше, во время которого за сотрудником сохраняется должность, а иногда и оклад. Такая практика встречается в основном за рубежом (преимущественно в ИТ-сфере). Но в редких случаях ее можно встретить и в российских офисах.

Что такое саббатикал

Этимология слова «саббатикал» отсылает к еврейскому слову «шаббат», которое означает священное время, когда нельзя выполнять никакую работу.

Сегодня понятие саббатикала или творческого отпуска можно встретить в глобальных компаниях-лидерах, прежде всего из ИТ-отрасли: таких как Google, Intel, IBM, eBay, BCG. Смысл в том, что давно работающим в компании сотрудникам разрешается взять время для перезагрузки, сохраняя за ними на это время рабочее место, а иногда (конечно, нечасто) — даже оплачивая этот период полностью или частично.

В основе идеи саббатикала лежит идея дать сотруднику не просто возможность как следует отдохнуть, лежа на пляже, а возможность получить новый опыт и развитие. Не зря саббатикал сродни творческом отпуску, который давно известен, например, в академической среде — когда преподаватель перестает читать лекции ради того, чтобы заняться научно-исследовательской работой.

Сейчас тоже предполагается, что смысл саббатикала в перезагрузке с пользой. Например, такие «отпускники» занимаются волонтерством. Так, сотрудник SAP может полтора месяца провести в Кении или Гане, участвуя в корпоративных социальных проектах. Вчерашние «белые воротнички» преподают в местных школах и развивают проекты социального предпринимательства. За человеком в это время сохраняется должность как при отпуске за свой счет, но зарплата ему не выплачивается.

Но это, конечно, не значит, что компания, которая предоставляет саббатикал, непременно обуславливает его какой-то целью, которую сотрудник потом обязан подтвердить — что он где-то учился или работал волонтером и так далее.

Зачем это нужно компаниям

Хотя само слово «саббатикал» в России известно, практика его применения у нас пока в диковинку. Ситуации, когда работодатель готов в индивидуальном порядке пойти навстречу конкретному, особо ценному ключевому сотруднику и отпустить его в длительный отпуск «по семейным обстоятельствам», не в счет. Потому что настоящий саббатикал — это когда каждый сотрудник компании знает, что при определенных условиях он может заслужить такой отпуск.

Работодатели, отпускающие сотрудника в длительный отпуск, верят, что он вернется полный сил и сможет показать высокий результат.

«Намного эффективнее отпустить человека, чем наблюдать, как он «выгорает», — объясняет HR-директор SAP СНГ Вера Соломатина. — Наличие таких программ показывает людям, что компания думает о них, — это мотивирует. Суть нашего ценностного предложения: Bring everything you are and get everything you want («Принеси в компанию всё, чем ты являешься, и получи всё, что хочешь»). Компания дает всем возможность развиваться в разных направлениях, использовать потенциал на благо. Находясь вне рамок и дедлайнов, они могут придумать по-настоящему прорывной проект».

Но есть и скептический взгляд на эту практику: бывают опасения, что отпускник, надолго переключившись на свободный режим, может не захотеть возвращаться. Тогда получится, что за ним зря держали рабочее место, притом что найти высококвалифицированную замену на временную ставку сложнее, чем на постоянную.

В большинстве компаний нет внутренней политики по саббатикалу, урегулированной на уровне локальных нормативных актов, — всё решается индивидуально. Например, так происходит в компании HeadHunter.

«Мы пришли к этому решению после нескольких случаев, когда люди увольнялись, а потом возвращались, — рассказывает Марина Львова, директор по организационному развитию HeadHunter. — Теперь, если мы понимаем, что человек близок к «выгоранию», мы предлагаем ему вместо увольнения сходить в отпуск за свой счет, чтобы отдохнуть, восстановиться, понять, чего хочется на самом деле, или даже попробовать поработать в это время в новой сфере. И только если решение уйти останется после этого — писать заявление об увольнении. Сроки отпуска оговариваются индивидуально, обычно от одного месяца до полугода.

Для предложения такого отпуска имеют значение несколько параметров: значимость сотрудника и проектов, которые он ведет, скорость его замены в случае увольнения. Но какого-то оформленного регламента, где были бы установлены универсальные правила, что для права на такой отпуск нужно иметь такой-то стаж работы и такие-то достижения, у нас нет».

По словам Марины, в основном, люди принимают решение остаться. Но даже если сотрудник увольняется, нельзя считать, что длительный отпуск он получил напрасно. «Главное, что решение, будь оно об увольнении или о том, что человек остается, в таком случае принимается осознанно и спокойно», — объясняет она.

Пример: как устроен саббатикал в компании

Ольга Романова, руководитель группы рекрутинга компании КРОК, рассказала, что компания практикует саббатикал с 2009 года. Под ним в КРОК подразумевают возможность развития вне компании с сохранением должности, задач и заработной платы в момент возвращения. Но сам отпуск не оплачивается. Саббатикал оформляется как отпуск за свой счет сроком до одного года, иногда на несколько месяцев — это вопрос договоренностей. Такая привилегия доступна для сотрудников, проработавших в компании более пяти лет. На практике сотрудники пользуются этой возможностью очень редко.

Компания не регламентирует, на какие цели можно взять такой отпуск. Но на практике наиболее популярными вариантами оказываются путешествия, самообразование, новое дело и бизнес, переезд в другую страну или просто возможность побыть с семьей.

Главное, что для человека это способ переключиться, попробовать сменить обстановку и сделать это без волнений о будущем, зная, что есть работа, где его ждут. Для компании это способ не потерять ключевого сотрудника, если он близок к «выгоранию».